8 (915) 115 56 86
Обратный звонок
Фонд по формированию
духовно-нравственного и физически
здорового молодого поколения
Аль-Амин
O вы, кoтopыe yвepoвaли! Бoйтecь Aллaxa, воздержитесь от запрещаемого Аллахом ищитe (пути) пpиближeния к Heмy и ycepдcтвyйтe нa пyти Eгo,– мoжeт быть, вы обретете спасение! (Сура «Аль маида», 5:35)

Для обозначения понятия «праздник» мусульмане используют слово «ид», что по-арабски означает «возвращение в определенное время». Подобное постоянство весьма значимо для верующего тем, что ему регулярно предоставляется возможность жизненного обновления, примирения с врагами, улаживания ссор, совершения запланированных, но по каким-либо причинам отложенных, позабытых дел и восстановления прерванных некогда связей с близкими и дорогими людьми.

И хотя в исламском календаре насчитывается несколько памятных дат, религиозных праздников всего два. Это — Ид аль-Фитр, праздник разговения, который отмечается по завершении рамадана, и Ид аль-Адха, праздник жертвоприношений, который отмечается во время хаджа. Ид аль-Адха называется Большим праздником, а Ид аль-Фитр — Малым праздником.

Во исполнение явленной в Коране заповеди Аллаха оба праздника отмечаются весьма торжественно и радостно. В эти дни друзья и близкие собираются вместе, повсюду царит дух веселья и всеобщего единения с мусульманским братством — уммой.

ЦЕЛИ ПРАЗДНИКА ИД

Основная цель праздника Ид состоит в воздаянии благодарения и хвалы Богу за Его бесчисленные милости, оказанные Им роду человеческому, и за Его особую благодать, ниспосылаемую Им во дни торжеств, а также в том, чтобы предоставить мусульманам возможность оценить и возрадоваться всем благодеяниям Аллаха.

Другая цель праздника Ид — единение мусульман и поддержание в них возвышенного чувства сопричастности братству — умме. Во время праздника Ид мусульмане обычно поминают близких своих, особенно тех, кто находится далеко от дома. Принято поминать и всех правоверных братства — уммы — знакомых и незнакомых, родных и чужих, богатых и бедных. Не забывают и об умерших. Во время праздника Ид о них думают и совершают молитвы во спасение их душ.

ПРАЗДНИЧНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Обязанности мусульманина во время праздника Ид состоят главным образом в установлении истинного духа единения, мира и братства. Обретаемая благодать должна быть разделена поровну. С этой целью предпринимаются сознательные усилия к оказанию посильной помощи всем тем, кто одинок и несчастен. Богач обязан поделиться тем, что имеет (всякое животное, принесенное в жертву во время праздника, должно быть поделено; по меньшей мере одна треть предназначается неимущим), при гласив к своему столу бедного. Одиноких людей принято привечать в семье или в мечети. (Мусульмане чувствуют особую ответственность за судьбу сирот и следят за тем, чтобы их любили, заботились о них и не обижали.)

Люди, не проявлявшие прежде особого усердия в вере, могут принять новые решения и приложить дополнительные усилия. Для поддержания истинного духа праздника Ид следует уладить все ссоры и примириться с врагами.

ИД АЛЬ-ФИТР

Хотя Ид алъ-Фитр и называется Малым праздником, многим молодым мусульманам он нравится больше, чем Ид алъ-Адха, вероятно по той причине, что его приход возвещает о завершении изнурительного поста рамадана. Он также известен как Шекер Байрам (по-турецки «Праздник сладостей»), Ид Рамадан и Ид аль-Сагир (Малый праздник). «Малым» он называется потому, что длится три дня, в то время как Ид аль-Адха — четыре.

К этому празднику принято готовиться заранее, ибо для того, чтобы накормить поистине бесчисленных гостей, требуется много времени для покупки продуктов и предварительного приготовления пищи, часто в невероятно больших количествах.

Во многих семьях мусульмане сами делают украшения для своих жилищ, остальные же используют готовые серебристые гирлянды и ленточки, очень похожие на те, которыми христиане украшают свои дома на Рождество. Такие гирлянды сейчас можно купить практически повсюду в любой мусульманской стране и ничего общего, кроме внешнего сходства с рождественскими украшениями они, разумеется, не имеют, являясь всего лишь радостным и искристым знамением праздничного торжества. Иногда в предвкушении праздника верующие приступают к благоустройству своих жилищ, заново окрашивают дом или же покупают новые занавески и покрывала для мебели.

В эти дни мусульмане дарят друг другу подарки, раздают сладости и посылают поздравительные открытки друзьям и близким. На открытках обычно изображаются знаменитые мечети, цветы или узоры в сопровождении приветственного послания: «Ид Мубаррак» («Счастливого торжества»).

Для бедных и неимущих собирают специальные пожертвования — занят аль-фитр. Эти пожертвования не считаются обязательными, как, например, ежегодный занят, и служат проявлением милосердия, духовно очищающего того, кто жертвует. Каждый взрослый мусульманин вносит в закят аль-фитр сумму, равную стоимости хорошего обеда. Деньги стараются собрать накануне праздника, чтобы бедные правоверные успели подготовиться, может быть, купить себе новую одежду и принять достойное участие в торжествах.

Немусульмане в Англии, возможно, заметят, что почтовые отделения в это время больше обычного заполнены посетителями; причина в том, что многие мусульмане, оторванные от родных корней, посылают на свою родину деньги в помощь знакомым и близким людям, испытывающим нужду, или переводят определенные суммы денег на счета какого-нибудь фонда. Некоторые, пользуясь предоставленной возможностью, платят в это время свой ежегодный закят.

ПРОВОЗВЕСТИЕ

Наступление праздника Ид совпадает с новолунием, и это создает некоторые трудности, особенно в тех странах, где ночное небо не всегда безоблачно. Если новолуние выпадает на вечер 29-го числа, то эта ночь и будет считаться первым числом нового месяца, в противном случае во избежание недоразумений начало месяца откладывается на один день. В Англии весьма часто праздник Ид отмечается трижды, так как различные общины вычисляют дату наступления праздника по независимым друг от друга источникам.

Многие мусульмане очень обеспокоены этими трудностями и предлагают использовать строго научные исчисления, чтобы окончательно урегулировать зту проблему. На самом же деле никакой проблемы не существует, ибо праздник Ид длится три дня.

По традиции пост прерывается либо призывом к молитве, провозглашенным из мечети, либо стрельбой из пушек и ружей, либо барабанным боем. В Индонезии, например, подобные барабанщики известны как алъ-мучахарати, в обязанности которых входит также и пробуждение верующих на протяжении всего Рамадана. В исламском обществе время окончания поста объявляется по радио и телевидению, а в мечетях о новостях узнают по радио, факсу и телефону (если, конечно же, удастся пробиться, ибо в это время практически все линии перегружены).

ОКОНЧАНИЕ ПОСТА

Как только получено известие об окончании поста, тут же среди верующих воцаряется дух веселья и эмоционального раскрепощения, начинаются взаимные поздравления, рукопожатия и поцелуи. Следуя обычаю Пророка, пост традиционно прерывается чем-нибудь очень простым, обычно финиками или другими фруктами и фруктовыми соками или молоком. Излюбленный напиток — «камаруддин» («луна веры»), приготовленный из вымачиваемых в течение суток в воде абрикосов и фиников.

После скромной трапезы семья покидает стол для совершения молитвы Магриб. Основная трапеза начинается позднее.

В мусульманском обществе люди пребывают в столь радостном возбуждении и стремлении поздравить всех с успешным окончанием поста, что выходят на улицы в страстном нетерпении пожелать друг другу счастливого торжества — Ид Мубаррак. Мусульмане обходят с визитом всех друзей и родственников, стараясь никого не забыть.

НАСТУПЛЕНИЕ ПРАЗДНИКА ИД

В мусульманских странах на время праздников Ид прекращается любая работа и учеба в школах — все получают трехдневные выходные. В Англии мусульманским детям на один день гарантировано освобождение от школьных занятий, да и взаимопонимание между работодателями и мусульманскими рабочими продолжает неуклонно расти. Пока же многие вынуждены довольствоваться совершением ранней — час спустя после восхода солнца — молитвой Салят аль-Фитр, а затем, как обычно, отправляться на работу в предвкушении радостного торжества, ожидающего их поздно вечером. Молитва Салят алъ-Фитр состоит из двух рака атов с дополнительными такбирами (ритуальными провозглашениями формулы «Аллаху Акбар») и проповеди, обычно о милосердном подаянии. Призыв на молитву не объявляется. Остальные праздничные молитвы совершаются между восходом солнца и полуднем на общем собрании верующих.

Каждый мусульманин, собирающийся на праздничную молитву, должен сначала совершить полное омовение или принять душ, а затем облачиться в новые, нарядные одежды. Легко позавтракав, они спешат на праздничное собрание верующих в самую большую мечеть в окрестностях. Иногда праздничные молитвы совершаются в парке, или на стадионе, или даже на автомобильной стоянке — для этого подойдет любое открытое пространство, достаточное для размещения огромного количества людей. Собрание верующих может насчитывать многие тысячи, ибо присутствие женщин и детей на праздничной молитве весьма желательно, к тому же и мечети традиционно стараются собрать воедино в умме как можно большее число мусульман.

В Индии, Пакистане и Бангладеш мусульмане собираются в главной мечети города, известной как Джаиа Масджид. Улицы обычно столь переполнены народом, что движение транспорта почти полностью прекращается. Во многих местах для совершения праздничных молитв устраиваются открытые площадки, называемые ид гях.

После молитвы следуют взаимные поздравления, поцелуи и пожелания счастливого торжества — Ид Мубаррак, затем мусульмане обходят с визитом своих друзей и родственников. Дети получают огромное количество подарков и деньги на карманные расходы.

В полдень начинается основная трапеза — первая дневная трапеза за прошедший месяц! Если ожидается большое количество гостей, то пиршество может растянуться на довольно долгое время. Нет необходимости говорить, что женщинам предстоит приложить неимоверные усилия для того, чтобы приготовить все праздничные яства в достаточном количестве. К счастью, ближневосточное поварское искусство славится своими праздничными блюдами, предназначенными для долгих застолий, которые к тому же можно с легкостью приготовить в любых требуемых количествах.

После полудня мусульмане обычно посещают кладбища, чтобы помянуть умерших родных и близких и посидеть немного у их могил.

Остаток дня правоверные проводят в увеселениях и общении с друзьями, и завершается праздник глубокой ночью.

ИД АЛЬ-АДХА

Ид аль-Адха Главный праздник, который длится четыре дня и отмечается по окончании хаджа. Этот праздник установлен в память о послушании пророка Ибрахима, согласившегося принести в жертву своего сына, и успешном преодолении им дьявольских соблазнов.

В празднике принимают участие все мусульмане, а не только те, что совершают хадж. В это время всем сердцем принято сопереживать паломникам, особенно родственникам и знакомым, отправившимся в хадж, поминать их добрым словом и желать им успешного преодоления всех трудностей, их ожидающих. В мусульманских странах хадж транслируется по телевидению, чтобы каждый правоверный мог собственными глазами увидеть все происходящее.

Праздник Ид аль-Адха предоставляет всем мусульманам исключительную возможность для проявления своей покорности и подтверждения своей безграничной преданности Аллаху. Все помыслы мусульман в эти дни сосредоточиваются на идее жертвоприношения и самопожертвования, которая и выражается в ритуале заклания жертвенного животного — барана, козы, коровы или верблюда.

ПРИНЕСЕНИЕ В ЖЕРТВУ ЖИВОТНЫХ

В мусульманских странах подобная практика не представляет особых трудностей, так как все мужчины-мусульмане обучены правилам забоя жертвенных животных в строгом соответствии с принципами ислама. Европейцы часто ужасаются при мысли о принесении в жертву животных и считают это проявлением жестокости и варварства. Они, вероятно, путают исламский обряд жертвоприношения с ритуалом древних идолопоклонников, веривших в то, что их богам для обретения силы и могущества требуются кровавые жертвы. Подобные ритуалы не имеют ничего общего с исламом.

«Не мясо, не кровь их восходят к Богу; но восходит к Нему ваше благочестие» (Коран, сура 22:38).

Живое создание убивается отнюдь не для того, чтобы умилостивить Бога, но для обеспечения общины мясом. Всякий, кто ест мясо, должен осознавать, что мясо некогда было плотью живого существа, убитого особым способом для того, чтобы считаться пригодным для употребления в пищу.

Исламские принципы убоя животных состоят главным образом в том, чтобы причинить животному как можно меньше страданий и боли. Иногда, впрочем, возникают споры по поводу того, каким в сущности своей является «разрешенное» убийство (халал) — жестоким или же гуманным. Мусульмане утверждают, что это самый гуманный и безболезненный способ, которому надлежит тщательно и беспрекословно следовать, так как он заповедан самим Богом. Они отнюдь не считают гуманным убийство животных с помощью электрического тока или точечным выстрелом в голову (обычные способы забоя животных в Англии).

Мусульмане забивают животное, перерезая ему яремную вену очень острым ножом, вследствие чего животное почти мгновенно теряет сознание. Во время этой процедуры проговариваются молитвы. Подобный способ убоя животного не причиняет ему излишней боли и страданий и способствует свободному стоку крови.

В Англии не разрешается самовольно, и тем более в домашних условиях, производить забой животных, для этого следует иметь специальную лицензию. Любому мусульманину, который обзавелся такой лицензией, предоставляется возможность и право осуществлять на скотобойне все требуемые ритуальные жертвоприношения в строгом соответствии с принципами ислама и пожеланиями местной общины. Время от времени, впрочем, в газетах публикуются «ужасные истории» о том, как мусульмане режут овец и коз чуть ли не на задворках своих домов, что явно свидетельствует о совершенном незнании авторами подобных домыслов этических принципов ислама.

ИСЧИСЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

За основу летосчисления в исламе принят лунный год, поэтому каждый месяц лунного календаря состоит из 29 дней 12 часов и 44 минут. Лунный год короче солнечного на 11 дней. Остаточные 44 минуты лунного месяца указывают на то, что некоторые годы лунного календаря насчитывают 355 дней вместо обычных 354. (Почти каждый третий год считается високосным.) Вследствие этого мусульманские праздники, в отличие от христианских, не приурочены постоянно к определенной дате и с каждым годом наступают на 11 дней раньше.

ПАМЯТНЫЕ ДНИ ИСЛАМСКОГО КАЛЕНДАРЯ

Исламский календарь содержит следующие месяцы: мухаррам, сафар, рабиа авваль, раба сани, джумада авваль, джумада сани, раджаб, шаабан, рамадан, шавваль, зуль-каада и зуль-хиджа. Месяцы сафар, раба сани, джумада авваль, джумада сани и зуль-када не отмечены какими-либо памятными событиями.

МУХАРРАМ

Халиф Омар объявил мухаррам первым месяцем мусульманского календаря. Праздник Нового года установлен в память о хиджре — переселении Пророка в Медину — и отмечается после появления на небе новой луны. Это поворотное в истории ислама событие положило начало дальнейшему распространению новой веры. Мусульманское летосчисление ведется с года хиджры.

В день Нового года (первое число мухаррама) всем мусульманам предстоит принять ответственные, жизненно важные решения и «переселиться» из своего прошлого в будущее, оставив позади старые свои прегрешения и неудачи.

Десятое число мухаррама. Согласно еврейской традиции десятое число месяца мухаррам, известное как Ашура, еще задолго до появления ислама было временем поста. Изначально в этот день иудеями отмечался День Искупления, и израильский первосвященник совершал жертвоприношение во искупление прегрешений еврейского народа.

В мусульманской традиции этот день отмечен многими важнейшими событиями: сотворение небес, земли и моря; рождение Адама; день, когда Нух (Ной) покинул Ковчег, чтобы начать новую жизнь на земле; рождение пророка Ибрахима и день, когда он решился принести в жертву Исмаила; день, когда пророку Айубу (Иову) даровалось освобождение от страданий; день, когда Аллах спас Мусу (Моисея) от жестокого фараона; рождение пророка Исы (Иисуса) и день, в который ожидается Страшный Суд.

Для мусульман пост в этот день не обязателен, но многие предпочитают соблюдать дневной пост. Пророк говорил, что выдержавший в этот день пост, получит вознаграждение, равное тому, которое ожидает тысячу праведников, принявших мученическую смерть.

Особенно важен этот день для мусульман-шиитов, ибо в этот день 61 года хиджры в Кербеле отважный внук Пророка Хусейн принял мученическую смерть. Первые десять дней месяца мухаррам шииты, облачившись в черные траурные одежды, совершают обряд поминовения. На десятый день проводятся торжественные шествия, называемые тайзийа, — оплакивание, читаются проповеди и разыгрываются мистерии, инсценирующие историю страданий и мученической гибели Хусейна. Самые усердные из мусульман-шиитов в знак скорби побивают себя цепями и наносят себе мечом кровоточащие раны, соболезнуя страданиям Хусейна.

МИЛАД АН-НАБИ

Двенадцатое число месяца рабиа авваль традиционно отмечается как день рождения Пророка (первоначально 20 августа 570 г. н. э.). Среди мусульман существуют некоторые разногласия по поводу того, следует или не следует праздновать эту дату. Некоторые ревнители благочестия считают опасным заблуждением вообще отмечать день рождения любого человека, сколь бы он ни был любим и уважаем. Другие полагают столь же опасным заблуждением не отметить день рождения такого великого Пророка, как Мухаммад.

«Истинно, Бог и Его ангелы говорят благословения Пророку. Верующие! Говорите благословения ему, и приветствуйте его миром, желая ему мира» (Коран, сура 33:56).

На заре ислама день рождения Пророка не отмечался, но позднее был введен в обычай багдадскими халифами из династии Аббасидов и сделался весьма популярным благодаря стараниям суфиев, живших в X в. н. э. Во все времена этот обычай, будучи нововведением, встречал жесточайшее сопротивление и до сих пор считается запретным и не соблюдается строгими ваххабитами Аравии и индийскими мусульманами из секты деобанди.

Как бы то ни было, в наше время этот праздник выполняет важнейшую общественно-религиозную функцию во многих общинах, напоминая всем мусульманам, равно пожилым и молодым, об учении Пророка и о том, какие уроки можно извлечь из жизни и Сунны Мухаммада. Этот праздник предоставляет всем мусульманам, возносящим благословение душе Пророка, возможность взрастить в сердцах своих любовь и уважение.

В некоторых странах, где сильно суфийское влияние, таких, например, как Малайзия, праздничные торжества могут включать в себя различные шествия и собрания. В Пакистане день рождения Пророка — государственный праздник. В остальных странах празднование Милад ан-Наби обычно ограничивается собранием в мечети, где можно послушать проповедь о жизни Пророка, Его подвижничестве, характере, страдании и успехах.

ЛЕЙЛЯТ АЛЬ-ИСРА ВАЛЬ-МИРАДЖ

Традиционно 27 раджаба считается днем празднования Лейлят алъ-Мирадж — Ночи Вознесения. Праздник установлен в память о ночном путешествии Пророка и вознесении Его на небо, случившихся за одиннадцать лет до переселения в Медину. На крылатом животном по имени Бурак Пророк вместе с ангелом Джибрилом перенесся из Мекки в Иерусалим, затем Ему было дозволено увидеть Рай и Ад, после чего Он предстал на седьмом небе перед троном Господа, достигнув высочайшего для человеческого существа духовного состояния. Однако в запредельные области ни Он, ни ангел допущены не были.

Главной особенностью этого переживания было установление пятничной ежедневной молитвы.

«Хвала Тому, Кто в некоторую ночь содействовал рабу своему совершить путь от запретной мечети к отдаленной мечети, которой окрестности Мы благословили для того, чтобы показать ему некоторые из наших знамений» (Коран, сура 17:1).

Многие мусульмане проводят всю эту ночь в чтении Корана и молитвах. В некоторых странах этой ночью ярко освещаются мечети.

ЛЕЙЛЯТ АЛЬ-БАРААТ

Праздник Лейлят аль-Бараат, Ночь Благословения (Очищения), или Ночь Заповеди, отмечается 14 шаабана. Выпадает этот праздник на ночь полнолуния перед началом рамадана. В это время Пророк обычно готовился к рамадану, совершая ночные молитвы. Многие мусульмане также проводят эту ночь в бдении и молитвах. 15 шаабана принято посещать могилы родственников и читать заупокойные молитвы.

Мусульмане верят, что каждый год в эту ночь Бог отдает распоряжение ангелам касательно человеческих судеб — кому из людей суждено умереть, а кому из них дарована долгая жизнь; какими будут средства для пропитания каждого из человеческих существ на этот год; чьи грехи будут прощены и кто из смертных будет проклят.

Иногда в честь этого памятного события приготавливают специальную трапезу и возжигают свечи. Во многих семьях выпекают хлеба и сладости, которые затем раздают бедным. Большинство мусульман держат двухдневный пост.

ЛЕЙЛЯТ АЛЬ-КАДР

Традиционно 27 рамадана считается днем празднования Лейлят аль-KaдpНочи Могущества, в которую Пророк получил первое свое Кораническое Откровение.

«Мы ниспослали его в ночь определений. О если бы кто вразумил тебя, что такое ночь определений! Ночь определений — лучше тысячи месяцев. Во время ее ангелы и дух, по изволению Господа их, нисходят со всеми повелениями Его. Она мирна до появления зари» (Коран, сура 97:1—5).

На самом деле точная дата неизвестна, и мусульмане могут отметить этот праздник в одну из нечетных ночей последней декады рамадана. Большинство верующих в ночь 27-го числа присутствуют на молитве в мечети.

«Когда наступает Ночь Могущества, на землю нисходит Джибрил с сонмом ангелов и дарует благодать всякому стоящему или сидящему и поминающему Всемилостивейшего и Преславнейшего Аллаха» (хадис).

Некоторые мусульмане на все последние десять дней рамадана удаляются в религиозное затворничество (итикаф).

YouTube
Все предложения на сайте носят исключительно информационный характер и ни при каких условиях не являются публичной офертой определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Skype